Что может офисный планктон, или Откуда ручки растут?
У нашего секретаря не только очень длинные ноги, но и ногти. На руках, конечно. Поэтому, приходя по утрам, она усаживается за стол, включает компьютер, берет в руки карандаш и начинает аккуратно стучать им по клавиатуре. И так до самого вечера, не отрываясь. Трудится.
И никому до ее ногтей дела нет, так как девица она исполнительная, а если б ее за рояль усадили, думаю, перестучала бы она своим карандашом самого виртуозного однорукого пианиста.
Есть люди, у которых всё в руках горит, любое дело спорится. Бабушка моя такой была, мама такая, а вот… в общем, смотрела на них и исходила завистью. И вроде бы стараешься — да, как ни крути, получается какая-то ерунда. И откуда только руки растут! Видимо, оттуда же, откуда и ноги. Ну, тут уж что-нибудь одно на выбор!
А вот у юриста нашего вообще ни рук, ни ног нет! То есть они наличествуют, конечно, но только как факт. И тем не менее работает он, как настоящий богатырь — от запоя до запоя. Время запоя щедро оплачивается. В чем же секрет того, кого «днем с огнем»? Другими словами, где прячутся специалисты?
Казалось бы, глупый вопрос. Хорошего работника можно найти, где? Правильно! На работе! Где ж ему еще быть?
Но даже представив, что вы — добросовестный начальник, можете предложить высокую ставку, хороший соцпакет, вы далеко не всегда приобретете того, кто будет оправдывать ваши ставки с пакетами.
Во времена перестройки на улицах оказались толпы специалистов. Большинство из них, не имея и намека на предпринимательскую жилку, брались за любое дело, способное принести кусок хлеба. Я лично знаю инженера-парикмахера, биолога-пасечника. Мой папа, один из ведущих конструкторов — создателей лучшего в мире истребителя, разгружал фуры с овощами. И втайне мечтал о том, чтобы у его детей было больше денег, чем у него.
Многие родители об этом мечтали и стремились дать своим детям «перспективное» образование. Профессии юриста, экономиста (сюда включим всех финансовых тружеников) и человека под названием «менеджер» казались наиболее устойчивыми к любым потрясениям. Таким образом, образовался огромный пласт специалистов одинаковой (похожей) профессиональной направленности.
Спрос породил предложение, и вскоре, нащупав золотую жилку, предприимчивые люди стали выпускать «властелинов бумаги» тоннами. Количество не всегда переходило в качество, но море бизнеса ожило. Хотя повторюсь, что не те и не другие внесли реальный вклад в развитие экономики. А выпускники технических вузов.
И сейчас, даже если предприятие ничего не производит, происходит следующее.
Оно производит тонны разных бумаг. За бумагу могут дать денег, наделить властью, посадить в тюрьму.
Споры между хозяйствующими субъектами напоминают игры разума, этакую «битву экстрасенсов», когда один юрист просчитывает на десять шагов, что ему ответит другой юрист. И за эту работу платятся неплохие деньги.
Даже крупные организации, включая кредитные учреждения, оперирующие деньгами, вынуждены комплектоваться молодыми кадрами, получившими неполное, поверхностное образование. Комплектоваться и доверять.
Таким образом, работодатель, чтобы найти настоящего «специалиста», совершает ошибку, сразу выплачивая по 600 рублей за объявление на Хэдхантер. Ему следовало бы сперва обратиться к Википедии, чтобы уточнить требования:
«Планктон — разнородные, в основном мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и не способные сопротивляться течению… Планктон непосредственно или через промежуточные звенья пищевой цепи является пищей для большинства остальных водных животных».
По современным меркам это то, что надо.
Кризис свое дело сделал, но, в отличие от прошлых лет, на улицах оказались совсем другие люди. Люди, которые ничего не умеют, кроме как клепать бумажки, стучать пальцами по клавиатуре, «ВКонтакте» да в «Одноклассниках».
С опытом понимаешь — неважно, кто как работает (на стуле, под стулом, под столом) — важен лишь результат. Я терпеть не могу, когда мой труд кто-то оптимизирует, а фраза: «Покажи мне список своих дел!», заставляет меня зеленеть. Но когда все вокруг заняты одной всепоглощающей ерундой, ты в поле не воин. Хочется чего-то полезного, о чем можно будет вспомнить и чем гордиться. А еще лучше такого, чего можно коснуться. Как ребенка. Человек должен видеть результат своего труда, иначе ему незачем стараться, незачем развиваться.
В общем, сами знаете, если звезды зажигаются…
Делай хоть что-нибудь — и руки вырастут.