Почему успешны мошенничества в Интернете?
Мошенники были всегда и везде. Как только появилось что-то, имеющееся у одного и желаемое другим, немедленно появился и первый мошенник. Интернет предоставил им новые возможности. Если раньше требовалось личное присутствие мошенника, что ограничивало круг жертв — ведь невозможно одновременно присутствовать в нескольких местах, то теперь все иначе. Мошенники имеют возможность «обрабатывать» одновременно множество людей, все зависит только от скорости печати (хотя даже и это не обязательно, главное — уметь копировать ключевые сообщения и рассылать их разным людям).
Сразу оговорюсь: речь идет именно о мошенничестве. Так, в ст. 159 УК РФ оговорено, что мошенничество есть хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием. Так что взломы сайтов, электронных кошельков, почты, компьютера и т. д. мошенничеством не являются. Это обычный грабеж со взломом.
Схемы интернет-мошенничества известны. Например, письма, сообщающие о получении наследства. При этом нужно отправить достаточно небольшую сумму, чтобы утвердить свои права. Как ни странно, на эту схему все еще попадаются наивные люди, которые верят в наличие крестной феи или, по крайней мере, потерявшегося за границей дядюшки.
Но наиболее действенным является другой вариант. Мошенник общается со своими жертвами в чатах, онлайн-играх, на сайтах знакомств и так далее. Общается некоторое время (иногда несколько месяцев), а затем сообщает, что он, оказывается, несчастный человек. Он болен, у него онкологическое заболевание чуть ли не в последней стадии, а в Интернете он просто проводит время, оставшееся до смерти, общение отвлекает его от мучений. При этом обычно заявляется, что имеются и дети — бедняжки, останутся без кормильца, потому что муж (жена) бросил (бросила) страдальца, не желая заниматься уходом за тяжелобольным человеком.
Страшное дело — онкология. К сожалению, эти заболевания все более распространяются, и сложно найти человека, у которого в семье или среди друзей и знакомых не было случаев онкологии. У многих от подобных заболеваний умирали на руках близкие родственники. И, конечно, практически невозможно остаться равнодушным, когда хороший знакомый (ну и что, что никогда друг друга не видели, но ведь общались, да и телефон известен — по телефону тоже разговаривали!) сообщает, что у него — рак. И никакой надежды. Ну, может, самая крохотная. Малюсенькая. Если…
Конечно, если найдутся деньги на лечение.
У самого больного денег нет. Он уже все истратил, да и детям нужно есть, пить, одеваться и учиться. Но он не жалуется, он что-нибудь придумает. Не удивительно, что добрая душа собеседника тут же стремится навстречу к несчастному с распахнутым кошельком наготове. Способность сопереживать — великая сила, двигающая не только горы, но и мошенников.
Но это только одна сторона медали. Успех такого рода мошенникам обеспечивает не только способность жертв к состраданию. Это — только треть успеха. Остальные две трети в подавляющем большинстве случаев: гордыня (ну прямо по Библии) и жажда приключений.
Статистика показывает, что чаще всего жертвами подобного мошенничества становятся женщины. Причем, начинается все с интернет-романа. Мошенник клянется своей жертве в нежных чувствах, собирается встретиться (при этом жертвы старательно подбираются из других городов и даже стран — расстояние является оправданием факту, что встреча никак не может состояться немедленно). Жертва эмоционально привязывается к мошеннику. Он уже не просто хороший знакомый, он — единственная и неповторимая любовь всей жизни.
Ну и, конечно, хочется чувствовать себя богиней. Мошенник дает требуемый товар по описи: чувство всемогущества, ощущение себя самой обаятельной и привлекательной, немного авантюрный роман, даже романтический секс (виртуальный).
Интересно, что замужних женщин попадается в такую ловушку больше, чем свободных. При этом все свои виртуальные отношения дамы оправдывают тем, что все делается на благо умирающего. Женщины не изменяют мужьям, ни в коем случае! Они всего лишь скрашивают последние часы хорошего человека! При этом большинство из них не только замужем и имеют детей, но и не слишком богаты, доходы их ограничены. И нередко мошеннику отправляются деньги, буквально вырванные изо рта детей, отобранные у семьи. Когда перед женщиной, ставшей жертвой такого мошенничества, оказывается выбор: купить детям фрукты, конфеты, игрушки или отправить эту сумму мошеннику, то в 95% случаев выбирается мошенник.
Случается, что такое мошенничество заканчивается шантажом: женщине угрожают оглаской интернет-романа, что особенно действенно, если этот роман сопровождался виртуальным сексом (вся переписка бережно сохраняется мошенником) и интимными фотографиями («Милая, сделай для меня снимок, я тебя умоляю! Для меня это так важно! Если я не могу прикоснуться к тебе в реале, то хотя бы полюбуюсь, какая ты красавица…»). И женщина, внезапно очнувшаяся от сладких грез, вынуждена платить немаленькие деньги, чтобы сохранить семью, работу, уважение друзей и знакомых.
Любопытно, что те, кто не заводит виртуальных любовников, если и попадаются на удочку «больного» мошенника, то их расходы минимальны. В этом случае глаза открываются очень быстро. Замечаются несоответствия. Например, как может человек, утверждающий, что у него четвертая стадия рака мозга, сидеть сутками в онлайн-игрушке, радостно общаться в чате игры, вести обширную переписку? Кстати, это не преувеличение, а описание реального мошенника, который за полгода обманул 15 женщин, причем минимальная сумма, полученная с «головы» была 80 тыс. руб. Все случаи сопровождались интернет-романами, виртуальным сексом и т. д. Разоблачение оказалось случайным: две пассии столкнулись нос к носу в чате и были шокированы этим фактом.
Еще интереснее то, что женщины, перечисляющие деньги своим «смертельно больным» героям виртуальных романов, обычно сохраняют все квитанции на переводы. Напротив, те, кто переводит деньги на благотворительные цели или даже мошенникам, подобным вышеописанному, но с которым не связаны никакими «романтическими отношениями», обычно квитанции не сохраняют. Разве что для налоговой инспекции.
Мужчины тоже становятся жертвами «больных», но все же реже, чем женщины. И гораздо реже жалуются на обман. Возможно, потому, что считают — «товар» был предоставлен по описи. Были романтические отношения? Были. Был адреналин? Был. Было ощущение чуть не всемогущества по отношению к другому человеку, нежности и т. д., и т. п. Ну вот за это и заплачено.
После бесед с жертвами подобных мошенничеств, поневоле приходишь к выводу: успех мошеннической операции обеспечивается отнюдь не усилиями самого мошенника. Ведь истории, на которую ловятся жертвы, достаточно просты и прозрачны. В них множество дыр, которые легко увидеть трезвым взглядом. Да и сами мошенники далеко не всегда высокоинтеллектуальны, и чуть не с первой секунды очевидно: практически все, что рассказывается, является ложью в чистом виде.
Поэтому успех таким мошенникам обеспечивают их собственные жертвы. Они желают быть обманутыми. Кто-то ищет оправдания виртуальному роману (а ведь есть надежда, что роман будет не только виртуальным, так что оправдания приходится подыскивать заранее), кто-то желает почувствовать себя вершителем чужих судеб, кто-то пытается спастись от одиночества, кто-то играет в «доброго дядю» («тетю», «крестную фею») и так далее. К сожалению, всего этого у жертв гораздо больше, чем чувства сострадания.
Замечу, что и другие виды интернет-мошенничества (например, те же письма о наследстве или «кликни сто раз — получишь $ 100» и т. д. ) успешны исключительно благодаря стараниям жертв.
А если действительно хочется помочь страждущим, то лучше посетить ближайшую больницу. Зайти в отделение патологии сосудов головного мозга — там много пожилых людей, которым нужны дорогостоящие лекарства, которые не может позволить себе ни сам больной, ни больница. Зайти в онкологическое отделение, в детскую онкологию, в отделение нейрохирургии…
Везде есть люди, для которых даже небольшая финансовая помощь — это вопрос жизни и смерти, здоровья и инвалидности. Вот только романов там не будет. Только чистая благотворительность. Зато — без подделок.