Москва – Санкт-Петербург. Почему эта трасса – историческое достояние? Подмосковье: шрамы и памятники

Все те же светофоры, все те же переходы. Трасса еще долго будет идти по территориям городов и поселков. Впереди Чашниково. Поселок знаменит Учебно-опытным почвенно-экологическим центром МГУ и полуразрушенной старой усадьбой Собакиных (конец XVII века). Приближаемся к Солнечногорску.

Город Солнечногорск будет интересен любителям русской поэзии. Если не торопиться, можно свернуть на Шахматово — усадьбу А. Блока. Шахматово было приобретено еще дедом Блока, здесь он проводил каждое лето. А в восьми километрах от Шахматово, также неподалеку от озера Бездонного, находилось имение Боблово — оно принадлежало Д. И. Менделееву. В этом имении была лаборатория, здесь Менделеев совершил полет на воздушном шаре во время солнечного затмения. В соседней церкви Михаила Архангела А. Блок венчался с Любовью Менделеевой — дочерью гениального химика.

В 1921 году усадьба была сожжена крестьянами, так же, как и имение Д. Менделеева. Только недавно были воссозданы основные здания Шахматово. Теперь это музей-усадьба, на территории которой проводятся Праздники поэзии.

Если не сворачивать на Шахматово, то нужно ехать прямо, через весь Солнечногорск. И помнить, что весь район здесь был местом ожесточенных боев, а сам город был занят войсками Вермахта. А впереди — Клин.

Клин — симпатичный и интересный город, в который при наличии времени можно заехать. Это древний город, первое упоминание — в «Никоновской летописи»: «…В лето 6825… князь Юрьи Данилович Московский с Кавгадыем и с многими татары и со князи суздальскими… поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переяславлю, и от Переяславля поиде к Дмитрову, а из Дмитрова к Клину».

Город, омываемый рекой Сестрой, переходил из рук в руки, разорялся во время нашествий, сильно пострадал при опричнине. В Клину тоже был организован почтовый ям, то есть почтовая станция, постоялый двор, конюшни. До постройки Николаевской железной дороги жители города занимались торговлей, извозом, обслуживанием проезжающих, затем — ткачеством. Некоторые торговые ряды сохранились, высятся Успенский собор XVI века (по преданию — в память о жителях города, погибших от рук опричников) и Храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».

В городе главная достопримечательность — знаменитый дом-музей П. И. Чайковского. В этом доме композитор жил последние годы жизни, сам музей был организован практически сразу после смерти Чайковского. Неподалеку — полуразрушенная усадебка «Демьяново», в которой жил другой русский композитор — Сергей Танеев.

В Клин постоянно приезжала скульптор Вера Мухина, ее муж был уроженцем этих мест. В Клину же хранится редкая в России работа скульптора Федора Каменского (1838 — 1913 годы) — «Девочка-грибница». За эту работу скульптор был удостоен серебряной медали на всемирной парижской выставке в 1900 году. Сам Ф. Каменский еще с 1870 года жил за границей (сначала в Италии, затем — в США), а эта его работа — любимая скульптура жителей Клина.

Во время Великой Отечественной войны Клин был занят немцами. Сохранилось множество документальных кадров о разрушениях в городе.

За Клином вытягиваются в ряд подмосковные деревни. Вид у них, если честно, страшный. Покосившиеся, большей частью нежилые дома. Если живут — видно по спутниковой антенне. Это единственное изменение, которое заметно за последние годы. Но — с удивлением читаю и у Радищева, и у Пушкина о плохом состоянии деревенских домов на дороге, связывающей, как принято говорить, две столицы. Объяснить это не в состоянии.

А вот и более оживленное село Спас-Заулок. Высится Преображенский храм, рядом — красивый пруд. Московская область заканчивается, впереди — Тверская. И сразу же — знаменитое Завидово.

Завидово упоминается в летописях с 1560 года (Новое Завидово). Известно, что люди здесь жили 7000 лет назад. Костяк населения уже в известное нам историческое время составляли кривичи. Считается, что само село основал новгородский посадник Завид. Но живущим среди такой роскошной природы можно только позавидовать. Село было владением Ивана Грозного и Бориса Годунова. В районе много старых усадеб, церквей. Самый знаменитый храм — Успенский собор, в нем хранилось тело умершего в Таганроге Александра I, здесь служили заупокойную службу.

В этом районе сохранились каменные поклонные кресты, один из них, по преданию, — в память жителей, ставших жертвами похода поляков на Москву (датируется крест 1610 — 1615 годами). Есть и другая версия — о чудесном исцелении молодого человека, совершенном здесь Сергием Радонежским.

Завидово тоже было «ямом», то есть почтовой станцией еще с XV века, по дороге Москва — Новгород. И несколько веков здесь наблюдалось местное экономическое оживление. А затем — «Приобидела чугунка нас» — жаловался завидовский ямщик драматургу А. Н. Островскому. Да, железная дорога и здесь изменила ситуацию, но осталась природа.

Охотиться в тамошних местах не раз приезжал В. Ленин. И сейчас там — огромное охотхозяйство. А также — государственная резиденция Президента России и место отдыха российского дипкорпуса. Красивые места, и проезжать их приходится медленно и с удовольствием.

Впереди — поворот на Эммаус. Откуда в российской глубинке такое название? Так ведь страсть к переименованию владела умами не только в советское время. В Москве Поганые пруды превратились в Чистые. Екатерина II, например, не раз давала другие именования местам там, где проезжала. Например, село Холуи в Рождество. Если уж название Холуи не устроило, что говорить о названии Чертова Яма? Если проезжаешь мимо и читаешь при этом Библию — название точно не придется по душе. Это первая версия. Вторая — переименовал священник, которому никак не хотелось служить Богу в Чертовой Яме, и его можно понять. Вот и появился на тверской земле поселок с библейским именем, у которого этимологические корни из иврита. Как между Тель-Авивом и Иерусалимом есть свое историческое место с таким названием, так и между Петербургом и Москвой.

Название Эммаус может быть знакомо не только израильтянам и жителям Тверской области, а также всем любителям рок-музыки. Там проводится музыкальные фестивали «Нашествие» и «Эммаус».

А еще в поселке есть два музея. Один посвящен творчеству художника В. Серова, второй — Калининскому фронту. Излишне упоминать, что и здесь была война, действовали партизанские отряды. Земля, как и везде на трассе, изранена боями.

Впереди — еще около 500 километров пути и очень много интересного. Хотя остановиться можно не всегда и не везде. Едем дальше.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: