Я бы в повара пошёл. Кто меня научит?
«Все работы хороши, выбирай на вкус!» В стихотворении В. Маяковского «Кем быть?» ребёнок приходит в восторг от изобилия профессий и возможностей выбора: столяры и плотники, инженеры и токари, доктора и кондукторы, и просит только об одном — научите.
Но почему же в этом длинном списке нет профессии повара? Да потому что ей научить невозможно.
В последние годы с этой профессией произошла чудесная метаморфоза: одна из древнейших, она стала очень популярной. Телепередачи о еде собирают широчайшую аудиторию, успешные кулинары зарабатывают миллионы, их имена известны, как имена поп-звёзд. И понятно, почему молодёжь совсем не против приобрести столь привлекательную профессию. Вопрос — где и как.
Просмотрев сайты, рекламирующие учебные заведения и профессиональные курсы по подготовке поваров, я поразилась: обещается несложная практика, бесплатные обеды и ужины, даже «кое-какие продукты можно забирать домой», но… само обучение длится всего от 27 учебных часов до 1,5 месяцев. Всё! Специалист по кормлению голодных ртов — готов!
Но потом я подумала, что, наверное, здесь есть определённая логика. Самый лучший преподаватель может рассказать, показать, даже дать попробовать, но не больше. Хорошим поваром человек становится только благодаря самообразованию, научить этому невозможно.
Знаменитые повара уверяют, что обучение играло очень незначительную роль в их профессиональном становлении. До своих звёздных высот они поднимались в одиночку, шлифуя необходимые качества ежедневным упорным трудом. Так, Джейми Оливер, самый юный из британских кулинаров экстра-класса, кавалер Рыцарского ордена, любимец королевы Елизаветы, говорит, что он учится с 16 лет каждый год, каждый месяц, каждый день.
Знаете, какие личные качества требуются для успешного овладения профессией повара? Постарайтесь дочитать этот длинный список до конца: — физическая выносливость, энергичность; — хорошая координация, твёрдая рука; — развитое чувство хронометража, хороший глазомер; — ответственность, пунктуальность, педантичность; — аккуратность, чистоплотность; — склонность к творчеству, эстетический вкус, умение импровизировать; — высокая чувствительность к запахам и вкусам.
Как достигали успехов выдающиеся кулинары прошлого, ведь многие из них едва имели начальное образование?
Вы помните стайку шустрых проказливых поварят из «Трёх толстяков» Ю. Олеши? Совсем не случайно они оказались на кухне дворца обжор.
Обычно повар из богатого дома набирал несколько поварят 6−7 лет. Именно несколько, чтобы им было интереснее и веселее «играть в кухню». Они должны были пристально следить за всем происходящим и мгновенно исполнять приказания — принести ложку, салфетку, подать соусник, нагреть тарелку, протереть еще раз уже вымытые посудомоями приборы и т. д. Таким образом дети запоминали терминологию, учились чувствовать себя на кухне как дома.
10-летних уже допускали к работе с пищевым сырьём: просеять муку, ощипать птицу, вымыть овощи-фрукты и т. д. Каждый ученик знал, что ему будут постепенно доверять более сложные операции, что учиться надо долго и упорно. Но в тоже время понимал, что настойчивый труд будет вознаграждён, — перед глазами всегда был образ повара-мастера, искусство которого ценилось очень высоко.
Конечно, такое длительное обучение имело много минусов: сдерживалась инициатива более одарённых, тайны профессии оставались в руках единиц, а сколько подзатыльников получали бедняги! Но был один очень важный плюс — последовательное приобретение знаний и умений и виртуозное владение ими.
При приёме на работу будущего повара подвергали прежде всего экзамену на бридность. Это очень старое русское слово (старосл. бридъкъ — грубый) означает отсутствие способности различать оттенки вкуса. Как не может быть музыкант без слуха, так при наличии бридности человек не может стать кулинаром.
Бридность может развиться также как тяжёлое профессиональное заболевание поваров. Чтобы предотвратить его, разработана целая система последовательного опробования блюд. Кроме того, в течение всего рабочего дня повар должен споласкивать рот освежающими составами или водой.
Слышали вы когда-нибудь, что человека не приняли на работу поваром по причине курения? Вряд ли. А на самом деле курящий повар — насмешка над здравым смыслом. Курение, как, впрочем, и употребление спиртного, напрочь отбивает обоняние и умение различать оттенки вкусов.
Передо мной встаёт картина, которую я наблюдала не раз, работая в одном из 5-звёздных отелей Иерусалима. Если заказывается банкет или приём, все службы работают в авральном режиме, но особенно достаётся кухне.
В нашей гостинице шеф был великим мастером своего дела, но характер… Одного его взгляда было достаточно, чтобы привести в трепет поваров и стюардов (подсобников, отвечающих за все подготовительные работы — от мытья посуды до чистки овощей).
Но за пару часов до приёма всё менялось, как по мановению волшебной палочки. Посредине кухни устанавливали длинный стол, его накрывали красивой скатертью, выставлялась роскошная посуда и приборы, и наместник бога на земле — наш шеф-повар — приглашал своих подданных к столу отведать те яства, которые вскоре будут поданы самым высоким гостям. На целый час мир, покой и благоденствие воцарялось на кухне. Он сам наливал вино в бокалы, раскладывал кушанья по тарелкам, шутил и смешил своих работников. Таким образом он благодарил их за тяжёлый и самоотверженный труд, а также, мне кажется, старался извиниться за нанесённые обиды.
У художника есть всего 7 основных цветов, у композитора — 7 нот, у кулинара — 4 вкуса: сладкий, горький, кислый и солёный. Но если человек Артист Своего Дела, он создаёт шедевры на века. Жаль только, что кулинарные шедевры невозможно сохранить, и чем они вкуснее, тем быстрее исчезают с тарелок.