Вампиры и прочая нечисть: читать или не читать?
— Подскажите, пожалуйста, какую бы книгу мне купить сыну? Ему 14 лет, — обратилась Ольга к консультанту в книжном магазине.
— А что ему нравится читать?
— В последнее время о вампирах, — ответила Ольга. — Только я пришла сюда, чтобы найти ему что-нибудь… более содержательное, — добавила она.
— К нам на днях как раз поступила четвертая книга из саги о вампирах, ее быстро раскупают. Но я вас отлично понимаю. Может быть, пройдем в отдел фантастики и подберем что-нибудь там?
Ольга вышла из магазина минут через сорок, обеденный перерыв заканчивался, а книгу для сына она так и не выбрала, хотя просмотрела десятки изданий разных форматов и жанров, красочных и не очень. Еще долго она листала «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Этим летом Сашка так страдал от того, что эту книгу задали для внеклассного чтения.
— У нас мало кто смог ее дочитать, а понравилась она вообще только нашему вундеркинду Яну Фассману, — сообщил он после того, как начался учебный год.
Сам поход в книжный магазин получился импульсивным, подстегнутым вчерашним звонком подруги:
— Слушай, Олишна, тут доча призналась, что твой Санька дал ей книжки про вампиров почитать. Она до сих пор все три части у себя держит. Так ты это, скажи ему, пожалуйста, пусть он больше не дает ей никаких книг или дисков без моего ведома.
— Ну, как скажешь, конечно, — ответила Ольга растерянно.
— Ой, дорогая, только ты без обид, хорошо? Понимаешь, у меня ведь девочка все-таки, да и младше Саши она почти на два года. Откуда мне знать, как она эти книжки воспринимает? Лучше не надо.
— Да нет, какие обиды. Я и сама не могу сказать, что в восторге от этой тематики, но раз сыну нравится…
— Да мало ли что им нравится? Я всегда сто раз перепроверяю, прежде чем вручить что-нибудь своей красавице. Оттого она у меня и успевает везде, где надо, потому что не забивает голову всякой ерундой. И в школе она отличница, и на хореографии и живописи одна из лучших.
Вообще-то, Ольга тоже была довольна успеваемостью своего сына. Хоть он и не был отличником, но прочно закрепился в десятке лучших учеников класса. И ее всегда только радовало, что мальчик охотно читает. Не так, чтобы всегда, везде и все подряд, но уже сколько раз она заставала его ночью с раскрытой книжкой и фонариком под одеялом. А что если подруга права? Может, на самом деле сыну еще рано предоставлять самостоятельность в выборе книг? Да и не только книг?
К концу рабочего дня Ольга не придумала ничего лучшего, как попробовать одолеть хотя бы одну из тех самых вампирских историй. А что? Зачитывались же они когда-то с мужем Гарри Поттером, пока Сашка спал в коляске.
Уже на выходе из офиса Ольга вспомнила, что все три книги сына о вампирах сейчас дома у подруги, поэтому недолго думая она отправилась в ближайшую библиотеку.
Первым же, кого она там увидела, была Аленка, дочка той самой подруги-антивампиристки. Девочка стояла возле полки с журналами и листала один из них. Не успела Ольга подойти к Алене, как из-за дальних стеллажей выплыла и сама подружка с тремя книгами в руках.
После шумных приветствий они перешли на шепот, библиотека все-таки. Когда приятная пожилая дама-библиотекарь оформила выдачу книг, подружка протянула одну из них дочке, задержав ее на мгновение перед Ольгой, чтобы та успела прочитать название. «Путешествие к центру земли», Жюль Верн.
Аленка послушно открыла и так битком набитый школьный рюкзак и стала заталкивать библиотечную книжку внутрь. Ольга успела заметить, что сверху в рюкзаке уже лежала книга, совсем не похожая на школьный учебник. Или на что-либо, что могло получить предварительное одобрение мамы Алены. Потому что на обложке книги молодые парень и девушка замерли в поцелуе, у обоих были прикрыты глаза. Волосы у девушки были такие же рыжие, как и у Аленки, только длинные…
Когда подруга с дочкой ушли, Ольга, немного смутившись, обратилась к библиотекарю:
— Скажите, пожалуйста, у вас есть книги про вампиров? Я не знаю точно автора, но эта серия сейчас очень популярна. По ней еще фильмы снимают.
Женщина улыбнулась:
— Я поняла, что вы имеете в виду. Но этих книг у нас нет. Да и вряд ли когда-нибудь будут.
Ольга уже хотела поблагодарить и уйти, как вдруг библиотекарь добавила:
— И очень жаль.
Ольга подумала, что ослышалась, но пожилая женщина продолжила:
— Моему внуку очень нравятся эти книги. Он только на днях купил последнюю из этой серии и быстро прочел.
— А… Вы считаете, что это хорошие книги для детей? — осторожно спросила Ольга.
— Я считаю, что любые книги, которые детям нравится читать — хорошие. И совсем неважно, нравятся ли эти же книги нам — взрослым.
— Но как же, ведь книги влияют на развитие ребенка, его мировоззрение…
— На мировоззрение ребенка много что влияет. А первоначальная любовь к чтению прививается вовсе не через умные книжки, — библиотекарь поправила серебристые волосы. — Всем известно, что принудительное чтение убивает желание читать. Но ведь того же результата можно добиться и через запрет читать то, что ребенку нравится, что его по-настоящему увлекает. Я не говорю о нелегальных изданиях, конечно.
Женщина сняла очки и продолжила:
— Я уверена, что главное, чтобы ребенок вошел во вкус, полюбил книгу как таковую, сам процесс чтения. Тогда он будет хотеть читать все больше и больше, искать другие книги, открывать новые для себя темы. Вот тогда-то он и доберется до той литературы, которую вы считаете достойной внимания. Всему свое время. Вот скажите мне честно, вы сами всегда читали только умные книги? Только классику и признанные шедевры?
Ольга не ожидала такого поворота и рассмеялась.
— Вообще-то нет, — призналась она.
— Например? — хитро прищурилась милая дама.
— Ну, например, одно время я увлекалась женскими романами. Книги тогда только стали появляться в магазинах, а эти романы были самыми дешевыми, что было, кстати, немаловажно для моего бюджета студентки. Правда, сейчас я даже и не вспомню ни названий этих книжек, ни авторов.
— А что было потом?
— А потом, видимо, настал момент, когда я начиталась всех этих историй досыта и с легким сердцем перешла на другие жанры.
— А сейчас вас тянет к таким романам?
— Бывает, но крайне редко, под настроение.
— Ну, а как они повлияли на вашу жизнь? На ваше мировоззрение?
— Да никак, — не задумываясь ответила Ольга. — Уж точно они не навредили и не сделали из меня романтическую дурочку.
Библиотекарша выразительно кивнула и подняла карандаш вверх.
— Вот видите? Это был просто один из этапов вашей жизни, через который вам надо было пройти. Кстати, а чтобы вы предпочли сейчас, чтобы ваш сын зачитывался женскими романами или вампирскими ужастиками?
Ольга давно так не хохотала, а библиотекарь продолжила.
— У каждого человека с детства намечается свой собственный путь и темп постижения жизни. Дело родителей — быть рядом и помогать детям в этом, а не пытаться поменять то или другое на свое усмотрение. Кстати, вы читаете своему сыну вслух?
— Что вы, давно как перестала, — удивилась Ольга. — Он у меня уже в 8-м классе.
— Можно ведь и друг другу читать по очереди, главное — чтобы вместе. Найти книгу, которая будет интересна вам обоим. Вы попробуйте, — посоветовала библиотекарь. — Могу сказать, что мой внук, тоже восьмиклассник, когда ко мне приезжает, всегда позаботится, чтобы у нас с ним была свежая книжка. Слушайте, — вдруг всплеснула она руками. — А почему бы нам не позаимствовать этот последний выпуск про вампиров у него? Тогда и прочтете. Он ко мне как раз в воскресенье собрался. Я сегодня же у него спрошу.
Женщины обменялись телефонами, а через два дня библиотекарь позвонила Ольге на работу, чтобы сообщить, что книга у нее.
Ольга приехала в библиотеку во время обеденного перерыва. Когда она увидела книгу, то сразу узнала обложку — парень целует рыжеволосую девушку, у обоих прикрыты глаза.
Ольга улыбнулась и взяла книгу в руки. Когда она ее раскрыла, то увидела надпись на обороте: «Из личной библиотеки Яна Фассмана. Номер телефона …»