Искуство илюстрации

Сравним восприятие литературного произведения и отношение к иллюстрации у взрослого читателя и у ребенка. Взрослый читатель в процессе восприятия литературного произведения опирается на свои гораздо более обширные, чем у ребенка, познания, на свой большой жизненный опыт. Квалифицированный взрослый читатель может практически в неограниченном объеме и очень длительное время воспринимать словесную информацию. И восприятие это отличается от детского гораздо большим рационализмом, оно больше направлено на постижение смысла текста. Для него наиболее важным является отражение в литературном произведении основных идей, мировоззрения, неповторимой индивидуальности писателя. Иное восприятие текста свойственно читателю-ребенку. Например, длительное чтение, не прерываемое рассматриванием картинок, его довольно быстро утомляет. Зато эмоционально-чувственная сфера процесса восприятия проявляется очень активно, непосредственно. Моменты переживания, всевозможные эмоциональные реакции, вызываемые чтением (удивление, радость, печаль, гнев, восторг и т. д.), протекают у детей намного интенсивнее, ярче, непосредственнее, чем у взрослых.

С другой стороны, у ребенка не возникает потребности сосредоточить все свое внимание на тексте. В мыслях, идеях книги ребенок воспринимает лишь то, что доступно его разуму. Особенно остро его психика отзывается на внешние, наиболее яркие и эффектные моменты действия, его резкие повороты и события. И в характере литературных героев, в их поступках ребенок воспринимает прежде всего самые простые и доступные его пониманию черты, которые и вызывают в нем глубокую и сильную эмоциональную реакцию. Естественно, что при этих условиях иллюстрация не только не является помехой в процессе чтения, но, напротив, создает желательный и даже необходимый дополнительный стимул для выхода обильной и богатой эмоциональной энергии ребенка. Рассмотрим основные функции (назначение) иллюстрации в книге для детей. Наиболее очевидными и простыми из них являются просветительская функция и функция наглядности. Первая из них заключается в том, что, как и текст, иллюстрация содержит в себе определенную информацию (сведения) об окружающем нас мире, знакомит детей с теми или иными явлениями, формами реальной действительности. А вторая выражается в том, что облегчает процесс понимания, усвоения тех или иных моментов текста. Но главными, определяющими функциями иллюстрации в детской художественной книге являются ее художественная и идейно-воспитательная функции. Эти две функции иллюстрации не существуют изолированно одна от другой, а находятся в теснейшей взаимосвязи. Особенность воспитательного воздействия искусства в том и состоит, что оно осуществляется посредством эстетических переживаний, художественных эмоций. Чем талантливее, художественнее исполнение иллюстраций, тем сильнее, определеннее и их воспитательное воздействие на маленьких читателей.

Каким же путем осуществляется художественная и идейно-воспитательная функция иллюстраций, каким образом она воздействует на ребенка? И что представляет собою иллюстрация как произведение искусства? Важнейшей особенностью иллюстрации является своеобразная «двойственность», двусторонность ее природы. С одной стороны, иллюстрация — это прежде всего прямое дополнение, пояснение, «освещение» текста. В иллюстрации непосредственно изображается то, что описано в тексте: герои книги, те или иные события, место действия и т. д. При этом от художника-иллюстратора требуется точное следование содержанию текста, правдивое его отображение.

В то же время иллюстрация носит самостоятельное значение. Иллюстратор книги — это интерпретатор, толкователь литературного произведения, но одновременно это и творец совершенно нового произведения искусства (искусства книжной графики). В содержание иллюстраций неизбежно вносится многое от личности художника — от его психологии, восприятия художественного произведения, фантазии и творческого дара. Графическая же форма иллюстрации целиком принадлежит художнику. Чтобы создать интересное графическое оформление книги, иллюстратор обязательно должен увлечься ее содержанием, найти в нем нечто для себя особенно интересное, родственное, важное. Он сам должен выделить для изображения те или иные сюжетные линии, решить, в каких именно обстоятельствах и каким образом будут изображены герои книги и т. д. Художником определяется и сам характер оформления, и его настроение, и его жанровый строй. Поэтому даже иллюстрационные циклы к одному и тому же произведению литературы, созданные разными художниками, так отличаются друг от друга. Иллюстрации таких замечательных советских художников старшего поколения, как В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Н. Ф. Лапшин, Ю. А. Васнецов, К. В. Кузнецов, Т. А. Маврина, В. А. Милашевский, Б. А. Дехтерев, Е. М. Рачев, Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), В. Н. Горяев, или представителей среднего и младшего поколений, как И. Л. Бруни, М. П. Митурич, В. А. Дувидов, Ю. А. Молоканов, В. А. Чижиков, В. Н. Лосин, Л. А. Токмаков, В. Д. Пивоваров, и многих-многих других мастеров нашей детской книги узнаются с первого взгляда, их отличают яркая образность, неповторимость графической манеры, глубокая самобытность истолкования литературного произведения.

В творчестве художника, так же как и писателя, находят свое выражение особенности социальной психологии той эпохи, в которой он живет и работает. Характер общественных отношений, национальные художественные традиции, идейно-художественные искания современности — все это накладывает свой отпечаток на творение мастера.

Источник: Предмет дискуссии



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: