Рубенс. «Сусанна и старцы». А где же мальчик?
Когда вавилонский царь Навуходоносор захватил Иудею, евреи восстали, и царь переселил их в Вавилонию. Изгнание было некоротким — почти 70 лет. Видимо, стремясь погасить недовольство, Навуходоносор решил «приручить» изгнанников.
Он дает указание своим чиновникам выбрать из их детей самых толковых и отдать их в обучение (книга пророка Даниила, глава 1): «3. И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел 4. отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому».
Среди отобранных четверо (и будущий пророк Даниил в их числе) были не только способными, но и строптивыми. Они отказались есть, хотя всё было лучше некуда — с царского стола. Начальник евнухов не хотел принуждать детишек. Пытаясь убедить их, он сказал, что если дети будут есть еврейскую еду, они будут бледными и слабыми.
Тогда Даниил предложил кормить его и товарищей иудейской пищей, а остальных царской. Потом сравнить.
«11. Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: 12. сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья»
Результат оказался в пользу евреев:
«15. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. 16. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи».
Прошло три года. Все четверо были представлены царю, выдержали экзамен и начали служить:
«17. И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. 20. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его».
И все бы хорошо, но задумал Навуходоносор поменять веру. Он соорудил золотого истукана и велел всем поклоняться ему. И не поклоняться ничему и никому другому. А если это случится — ослушников сжигать в печи (глава 3):
«4. Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: 5. в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. 6. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем».
Три воспитанника — Анания, Мисаил и Азария (Навуходоносор дал им халдейские имена Седрах, Мисах и Авденаго), отказались поклоняться истукану (почему-то Даниил среди них не упоминается). Царь велел бросить всех в печь. Евреи ответили:
«17. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. 18. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся».
В печь добавили нефти, смолы, пакли и дров, раскалили ее настолько, что сгорели палачи. Евреи вышли из огня невредимыми.
Когда Навуходоносор увидел это, он дал приказ:
«95. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего».
Навуходоносора сменил Валтасар, Валтасара — Дарий. Даниил по наследству переходил от царя к царю, продолжал управлять делами. Дарий поставил его над 40 сатрапами (сатрап — губернатор). Дела были настолько хороши, что Дарий намеревался поставить его над всеми сатрапами.
Завистники стали искать способ убрать Даниила. Они подсунули Дарию указ, по которому все жители царства должны были со своими просьбами обращаться только к царю, ни в коем случае к своим богам. Дарий подписал бумагу. И сразу после этого ему донесли на Даниила.
Даниила бросили в ров со львами (глава 6):
«16. Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!»
Даниил вышел из рва невредимым.
«21. Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! 22. Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист…»
Вот этот момент — Даниил во рву со львами — изобразил Рубенс. Даниил молится, а львы вокруг него как бы не видят его. Несколько странно выглядят львы — их морды нарисованы с человеческими выражениями. Это не очень вяжется с молитвенным порывом Даниила.
До нас не дошло никаких подробностей о личной жизни Даниила: был ли он женат, были у него дети или нет, до скольки лет он дожил. Из книги пророка известно, что Даниил служил трем царям, у всех был в почете, для всех он был толкователем снов.
Это все были царские дела. И было одно, которое случилось вне царских покоев.
Дочь почтенного еврея была замужем за богатым и авторитетным человеком, в его доме постоянно бывали весьма уважаемые люди. Затесались к нему в дом два старца, два судьи, которые должны были вершить правый суд. А они показали себя с самой поганой стороны (глава 13, которая не входит в канон)…
«7. Когда народ уходил около полудня, Сусанна входила в сад своего мужа для прогулки. 8. И видели ее оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней, 9. и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах»
Они очень хотели ее и сговорились вместе овладеть ею (опасались, что поодиночке не справятся?). Выследили, когда она осталась в саду одна и занялась своим туалетом, начали ее доставать. И не просто предлагать ей непотребство, но угрожать, что если она не уступит, ее обвинят в прелюбодействе.
Сусанна в отчаянии (свидетелей нет, а им — судьям — точно поверят) начала кричать, звать помощь. Тогда эти два поганца осуществили задуманное: они обвинили ее в том, что Сусанна отослала служанок специально, потому что к ней пришел юноша, с которым она занялась любовью. Якобы они это увидели, а Сусанна подняла крик, чтобы отвести от себя подозрения.
Несчастную женщину ждала смерть за прелюбодеяние, но тут появился пророк Даниил (книга не говорит о том, насколько Даниил был близок к дому Сусанны, каким образом он узнал о ее беде). Он допросил старцев по-отдельности, и каждый из них назвал совершенно другое место действия.
Сусанну оправдали.
Рубенс не однажды обращался к этой истории. В первом варианте картины (1607 год) старцы очень благообразные, они стараются уговорить ее отдаться без шума. Позднее (1610−1611 год) старики намного агрессивнее, мощнее, их движения и мимика не оставляют сомнения в том, что они готовы взять ее силой (один из них перелезает через ограду и уже щиплет ее).
Драматичность обозначена и мрачным фоном, хотя действие разворачивается в послеобеденное время.
Спасение Сусанны осталось за рамками картин.
Примечание: некоторые комментаторы тринадцатой книги пророка Даниила говорят о том, что подозрения старцев были небеспочвенны, что сбежавший от Сусанны юноша — это сам пророк Даниил.