Джон Рональд Роуэл Толкиен, отец фэнтези. Как это было?
В 1954-м году в продажу в Америке вышла книга неизвестного публике автора Дж. Р. Р. Толкиена. Называлась она «Властелин колец». Она имела взрывной эффект, всколыхнувший все общество. Книгу переиздают на множестве языков до сих пор.
Не могу сопоставить ее популярность, тиражи и множество языков, на которые она была переведена (и был ли перевод «Гоблина» (на «феню») последним?), ни с одной иной книгой, кроме, разве что, Библии (хотя, разумеется, и по срокам издания, и по тиражам, и по количеству переводов на различные языки Библия все же держит пальму первенства). Хотя, как мне помнится, Гоблин никогда не переводил Библию, так что на просторах Инета «Властелин колец» достойно конкурирует даже с Библией.
С тех самых пор по миру распространилось определенное (местами сильно отличающееся от традиционного сказочного или легендарного) мнение об эльфах, гномах, орках и прочем-прочем-прочем. С тех самых пор и до сих пор по всему миру ходят «толкиенисты» и «толкиенутые», одеваются так, как видят своих персонажей в своем воображении, участвуют в шуточных боях согласно выдуманным возможностям и способностям, носят кольчуги, шлемы, мечи и луки. Наши «реконструкторы» появились несколько позже, а значит, скорее всего, тоже не без влияния появившихся «толкиенутых».
Каким революционером в мире писателей был когда-то, на грани XIX-го и XX-го веков, Жюль Верн! Из неуклюжих изобретений его современников, как из гадких утят, он создавал чудесных лебедей — волшебные устройства.
Как революционно описывал возможные успехи науки в 20−30-е годы прошлого века Александр Беляев! Вот еще чуть-чуть — и человечество вырвется в космос, образует там, в эфире, острова искусственных спутников Земли, огромные города в невесомости. Вот еще чуть-чуть — и врачи научатся сохранять жизнь «одной отдельно взятой голове», ведь мозг, машина для мысли, размещается именно там, а прочие части тела человека — суть слуги мозга и человеческой личности.
А в это время в Оксфорде профессор кафедры англосаксонского языка, отец трех сыновей и одной дочери рассказывал на ночь своим детям сказки. Сказки, а точнее — продолжения одной и той же сказки, он выдумывал сам. Приключение за приключением, вечер за вечером… Когда он решился все это записать — получилась повесть. «Хоббит, или Туда и обратно».
«Хоббит» вышел в свет 21 сентября 1937. Первое издание было распродано уже к Рождеству. Сказка получила премию издательства «Нью-Йорк Геральд Трибьюн» как лучшая книга года. «Хоббит» стал бестселлером.
У автора потребовали продолжения. И он начал писать. Но… он возглавлял кафедру. У него была большая семья. Дел было много. И потому писать ему приходилось по ночам. Ну — или просто в свободное время. Посему продолжения читателям пришлось ждать долго. Очень долго.
На создание «Властелина Колец» у Толкиена ушло 17 лет. Два первых тома трилогии вышли в 1954-м году, последний том — в 1955-м. С этого момента мир Средиземья обрел самостоятельную силу и начал жить по собственным законам.
«Эта книга, как гром среди ясного неба, — написал знаменитый писатель К. С. Льюис. — Для самой истории романа-истории, восходящей ко временам Одиссея, — это не возвращение, а прогресс, более того — революция, завоевание новой территории».
А потом… Потом было потом. Автор пошел своей дорогой, а мир Средиземья — своей.
Они пересекались и потом. Но успех Сильмариллиона даже в малой степени не достиг триумфа «Властелина колец».
Благодаря самиздату и Интернету мир эльфов, орков, гномов, магов и «просто людей» приобрел многие и многие новые измерения.