Что такое «пегниохимия»?
Химики тоже шутят. А что еще остается делать, если в лаборатории горячее и холодное стекло выглядят одинаково! С греческого «пегнио» — забава, шутка.
Первое издание книги известных химиков, имеющих мировое признание, сотрудников Иркутского института химии СО РАН академика М. Воронкова и доктора химических наук А. Рулёва «О химии с улыбкой, или Основы пегниохимии» вышло в 1999 году в Санкт-Петербурге.
История «Основ пегниохимии» такова. В 1966 году с молниеносной скоростью исчез с прилавков магазинов сборник «Физики шутят», на титульном листе которого красовалась марка солидного научного издательства «Мир».
После выхода в свет и шумного успеха книги авторы были завалены приятными и полезными читательскими письмами. С удовольствием прочитав эти книги, один из авторов будущего сборника, М. Воронков (второй, А. Рулёв, тогда ещё только пошёл в первый класс и открыл для себя эту книгу значительно позже), воскликнул: «А химики разве не шутят?! Да шутят же, и не меньше, чем физики!»
И приступил к поиску информации. Воронков передал в Сибирское отделение издательства «Наука» рукопись «Химики тоже шутят», на нее поступили три положительные рецензии членов АН СССР. Когда работа издательства над рукописью подходила к концу, из компетентных органов сообщили, что «физики уже дошутились» (имелись в виду диссиденты типа А. Д. Сахарова), и рекомендовали отклонить рукопись, чтобы химиков-юмористов не постигла та же участь.
В результате рукопись была возвращена автору без объяснений. Когда всё же наступили иные времена, дуэт авторов этой книги передал её в существенно переделанном и дополненном виде в Санкт-Петербургское отделение издательства «Наука», где она и была издана.
Заложив в конце XX века фундамент этого нового «направления» химической науки, мы с радостью констатируем, что оно продолжило бурно развиваться. За прошедшие десять лет появились книги «Химики ещё шутят» Ю. А. Золотова, «О химии серьёзно и с улыбкой» М. М. Левицкого. Благодаря трудам В. В. Бакакина существенное развитие получила стихохимия (поэзохимия).
Когда я учился на химфаке Ленинградского университета, замдекана была Нинель Федоровна Носова — женщина жесткая, но справедливая. На одном из Дней химика (впервые отмечен в 1960 году на химфаке ЛГУ) появилась песня на мотив «Надежды маленький оркестрик»:
Лишит стипендии на месяц, Чтоб посадить тебя на мель, Начальства маленький оркестрик Под управлением Нинель.
Так мы, любя и обижаясь, славили своих учителей.
Социологи провели опрос населения. Всем респондентам задавались 2 вопроса: 1) как вы относитесь к химическим удобрениям; 2) какая у вас в школе оценка по химии. Оказалось: 1) 90% россиян категорически против химических удобрений; 2) остальные 10% имели по химии оценку «5».
Крутит и вертит мешалку мотор. В колбе трехгорлой бордовый раствор. Варится, киснет ацетофенон. Скоро дойдет до кондиции он.
Только я начал бензол отгонять — Колба рванула! Кусков не собрать… Вспыхнул бензол, загорелся халат. Что-то заметил сосед невпопад.
Институт пегниохимии РАН, может быть, и появится, когда мы поймем единство природы и тупик бесконечного деления знания и посмеемся над искусством разделять и не властвовать.
Любите Химию, живите в радости, Титруйте синее зеленой гадостью!